Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Главная Экспертные интернет сообщества «Фильтры коллективного разума» находят талантов в толпе


Сервисы нового поколения фильтруют «коллективный разум» (wisdom of crowds) для извлечения жемчужин экспертного знания. Такие сервисы представляют собой некую помесь коллективных сайтов, вроде Википедии, с экспертными сайтами. Это интересно еще и тем, что коллективные и экспертные сайты принято противопоставлять друг другу, а здесь мы видим любопытное сочетание их функциональности.

Один из самых первых «фильтров для коллективного разума», который появился в интернете более трех лет назад — сайт Marketocracy, насчитывающий 55 тыс. пользователей. Это бесплатный сервис, где люди могут проверить себя в игре на бирже. Каждый участник получает некое количество виртуальных долларов и доступ к биржевому симулятору, который в точности дублирует взлеты и падения акций на настоящей бирже, в реальном режиме времени. Самое интересное, что организаторы виртульной биржи внимательно следят за успехами своих «птенцов». Каждый месяц выбирается сотня лучших инвесторов, а их виртуальный портфель становится основой для реального инвестиционного фонда.


Еще один пример — PicksPal.com, где более 100 тыс. зарегистрированных участников соревнуются в предсказании результатов спортивных соревнований. Компания периодически составляет рейтинг 30-ти лучших экспертов и ежедневно продает их прогнозы публике в пакетах по $20 за пять штук.

В принципе, аналогичные подходы по «фильтрации толпы» можно использовать в самых разных областях деятельности: в том числе в поп-культуре. Проекты типа «Фабрика звезд» или Comedy Club, ставшие популярными в последнее время, теоретически базируются на той же идее поиска талантов в большой группе пользователей.

Более четко идея фильтрации в поп-культуре проявляется на примере артистов, которые становятся настоящими звездами, выкладывая самодельное видео или записи своих песен в социальные сети с любительским контентом, такие как MySpace и YouTube. Здесь фильтрация самого интересного контента осуществляется автоматически — для этого специально созданы все условия.